Символика
5274
Символика

Чужая мета руку жжет


Мордовские магические знаки - «пазава», «тешкс», «серма» - интересовали  ученых еще в 17 веке.  Откуда они взялись, о чем рассказывают? Почему эти незамысловатые черточки, крестики, ромбы, которые ложатся то красной нитью на домотканую одежду, то еле заметной зарубкой на домашнюю утварь, так привлекают? Издавна люди использовали их для обозначения  и сохранения вначале родоплеменной, а затем семейной собственности.  «Тешксы» ставились на участки леса, пашни, луга, тем самым говоря, этот надел  имеет своего хозяина, «прочти» мету, она скажет, кто занял это место.

Родовой знак

-Чаще всего знаки собственности, - поясняет Владимир Рогачев, профессор Мордовского государственного пединститута им М. Е. Евсевьева,  исследователь семейных знаков народов Поволжья, - наносились на те предметы, которые имели «хождение» среди родственников и соседей. Это приспособления для валяния валенок, корыта для рубки капусты, ступы, пахталки, донца прялок.

Известно, когда сыновья отделялись от отца и основывали свои хозяйства, то должны были, во избежание имущественных недоразумений, выбрать себе знак. Причем старший сын пользовался отцовским знаком, а младшие семейный знак лишь несколько видоизменяли. 

-По нашим наблюдениям, - отмечает Владимир Рогачев, - знаки могли изменяться самым разным образом: «вращаться» вокруг оси, перечеркиваться, удваиваться. Но обязательно сохранялась преемственность с исходной, отцовской метой. Знак собственности замужней женщины обычно повторял знак мужа, но над ним проводилась кривая линия – «покрышка», обозначающая, что данный предмет принадлежит женщине из семьи, имеющей данный знак собственности.

Иногда мордва на границе земельных участков устанавливала камень, под которой клали золу из очагов обоих соседей и их меты, вырезанные на кирпичах. Видимо, таким образом предотвращались крестьянские споры из–за межи.

О чем расскажет «тешкс»?

 Значение «тешксов» было различным. Например, волнистая линия представляет водную поверхность, выгнутая кривая линия – лодку, крест в середине круга – колесо, прямоугольник – дом.  На «крестьянских фамильных гербах» встречаются изображения народных музыкальных инструментов, как торамо, балалайка, что говорит о музыкальных способностях семьи. Семейный знак, имеющий форму пророщенного зерна явно указывает на род хлебопашцев. Некоторые знаки указывают на обладателей кузнечным ремеслом, на охотников.

  -Учеными в 19 веке  даны «сермы» (знаки)в виде условных изображений солнца, человека, лошади, быка, журавля, заячьей ноги, - говорит Владимир Рогачев, - рисовавшие их не просто стремились условно изобразить тот или иной предмет, а вероятно, руководствовались какими-то соображениями. По нашим предположениям, многие знаки восходят ко времени неолита. Именно в тот период рисунок превращается в знак, получают широкое распространение идеограммы в виде кругов, спиралей, свастик, полумесяцев и других лунарных и солярных символов.

 По словам ученого в период первобытного общества, вероятно, знаки имели религиозно – магический смысл. Лук, копья, стрелы были неотьемлимой частью жизни древнего человека, от них зависела удача на охоте, а значит благополучие рода. Поэтому оружие могло иметь насечки, знаки, которые по воззрениям наших предков, обладали магической силой. Возможно, знаки могли быть языческими культовыми символами. На использование мет в качестве священных знаков на религиозных праздниках указывает то, что в некоторых селах Мордовии вместо слова «тешкс» (знак) употребляется слово «пазава» (икона).

 -Говоря о времени происхождения знаков, -отмечает исследователь, - наиболее древними являются знаки, наносимые на ритуальные предметы, могильные памятники («сюруй чувто»), которые в дохристианские времена устанавливались вместо крестов, затем на кресты вплоть до 80-х годов 20 века. Здесь не трудно заметить религиозно- магическое значение этих родовых символов, каждый из которых, указывая на принадлежность креста, как бы говорил: «не трогай меня», тем самым охраняя покой усопшего.    

 -Наносятся «тешксы», «пазавы» на крест при его подготовке, - поясняет ученый. -  После того как крест подготовлен, прибиты крестовины, плотник по совету знающих пожилых людей, на расстоянии 100-110 см. от комлевого конца бревна, рисует знак и по контуру стамеской или топором наносит его окончательно. Ставились меты и на могильных камнях и плитах, которые встречаются в некоторых мордовских селах. Старожилы этих местностей так трактуют традицию устанавливать камни на могилах: «Умирая, человек уходит в мир иной, где проходит целый ряд испытаний, одним из которых является переход через бурную речку. По камням душе легче перейти на другой берег».

Тамга – документ

 Характерным примером мордовского доалфавитного письма являются знаки и меты, которые ставились на бирках, палках пастухов и сборщиков налогов. На бирках определенными семейными метами и пиктографическими знаками отмечались владельцы дворов, число мужских и женских душ, площадь посевов, сумма налогов и др. Эрзя и мокша зарубками отмечали количество мужских душ, а точками – количество женщин. Такая система мет позволяла мордве заносить на палки любую информацию о хозяйственном положении села и считалась удобной для употребления.

-Благодаря хорошо отлаженному делопроизводству в дореволюционной Росси до нас дошло значительное количество знаков, - говорит историк,- первыми исследователями знаков были приказные люди русской администрации, которым необходимо было иметь сведения о значении тамги в каждом случае (клятвенные, родовые, ясачные и пр.). Ясачные сборщики производили на месте подробный опрос  относительно значения тамги. Выяснив смысл знака, они расшифровывали его на документе.

«Шайтанова рожа»

-Для конца 16-17 века характерны изображения кружков, расположенных в различных комбинациях, - открывает еще одну тайну Владимир Рогачев, - Что же за кружочки изображали наши предки? Есть предположение, что они у суеверных крестьян обозначают изображение личины идола, которая получила название «шайтанская рожа». Возможно, кружочки, есть не что иное, как элементы сакрального знака «шайтанова рожа», на котором приносили клятву, обещая давать правдивые показания «по вере и шерти».

 Тешксы, знамена, тамги, закрепляя собственность за той или иной крестьянской семьей, в представлениях мордвы, одновременно сохраняли ее, как бы доглядывали за ней и сторожили. Эти суеверия объяснимы. В древности любой знак вызывал священный трепет, тем более имеющий отношение к имуществу другого рода. Как же знак мог оберегать?

-Дело в том, поясняет ученый, - что во многих знаках присутствует такой важный элемент, как «глаз». В отсутствии хозяина за происходящим следили «глаза», они «сторожили» собственность.  Кстати, такой знак есть и на грудной части мордовской женской рубахи, на головном уборе, которые по замыслу вышивальщиц, выполняли функцию оберега, нейтрализовали сглаз, порчу. В суеверном сознании человека средневековья знак в виде «глаза» работал во много раз сильнее любых законов и кар.  Недаром, у мордвы вплоть до 30-х гг. 20 века в ходу была поговорка: «Чужая мета руку жжет».

К сожалению, в настоящее время бытование семейных знаков отмечены весьма редко. Но собранные тешксы, тамги,сермы дают богатейшую информацию о древней жизни мордвы и соседних народов. Знаки могут рассказать еще о многом, надо лишь подыскать к ним ключик

Светлана ПИВКИНА

Рассказать друзьям